Страсть к
музыке и поэзии великого Гомера Пифагор сохранил на всю жизнь. И, будучи признанным
мудрецом, окруженным толпой учеников, Пифагор начинал день с пения одной из песен
Гомера. Ферекид же был философом и считался основателем италийской школы философии.
Таким образом, если Гермодамант ввел юного Пифагора в круг муз, то Ферекид обратил его
ум к логосу. Ферекид направил взор Пифагора к природе и в ней одной советовал видеть
своего первого и главного учителя. Но как бы то ни было, неугомонному воображению
юного Пифагора очень скоро стало тесно на маленьком Самосе, и он отправляется в Милет,
где встречается с другим ученым - Фалесом. Фалес советует ему отправится за знаниями в
Египет, что Пифагор и сделал.
В 548 г. до н.э. Пифагор прибыл в Навкратис - самосскую колонию, где было у кого найти кров и
пищу. Изучив язык и религию египтян, он уезжает в Мемфис. Несмотря на рекомендательное письмо
фараона, хитроумные жрецы не спешили раскрывать Пифагору свои тайны, предлагая ему сложные
испытания. Но влекомый жаждой к знаниям, Пифагор преодолел их все, хотя по данным раскопок
египетские жрецы не многому могли его научить, т.к. в то время египетская геометрия была чисто
прикладной наукой (удовлетворявшей потребность того времени в счете и в измерении земельных
участков). Поэтому, научившись всему, что дали ему жрецы, он, убежав от них, двинулся на родину
в Элладу. Однако, проделав часть пути, Пифагор решается на сухопутное путешествие, во время
которого его захватил в плен Камбиз, царь Вавилона, направлявшийся домой.
Не стоит драматизировать
жизнь Пифагора в Вавилоне, т.к. великий властитель Кир был терпим ко всем пленникам.
Вавилонская математика была, бесспорно, более развитой (примером этому может служить
позиционная система исчисления), чем египетская, и Пифагору было чему поучится. Но в
530 г. до н.э. Кир двинулся в поход против племен в Средней Азии. И, пользуясь переполохом
в городе, Пифагор сбежал на родину. А на Самосе в то время царствовал тиран Поликрат.
Конечно же, Пифагора не устраивала жизнь придворного полу раба, и он удалился в пещеры
в окрестностях Самоса. После нескольких месяцев притязаний со стороны Поликрата, Пифагор
переселяется в Кротон. В Кротоне Пифагор учредил нечто вроде религиозно-этического братства
или тайного монашеского ордена ("пифагорейцы"), члены которого обязывались вести так
называемый пифагорейский образ жизни. Это был одновременно и религиозный союз, и политический
клуб, и научное общество. Надо сказать, что некоторые из проповедуемых Пифагором принципов
достойны подражания и сейчас.
...Прошло 20 лет. Слава о братстве разнеслась по всему миру. Однажды к Пифагору
приходит Килон, человек богатый, но злой, желая спьяну вступить в братство.
Получив отказ, Килон начинает борьбу с Пифагором, воспользовавшись поджогом его дома.
При пожаре пифагорейцы спасли жизнь своему учителю ценой своей, после чего Пифагор
затосковал и вскоре покончил жизнь самоубийством. |